Образование детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ

Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В МБДОУ «Детский сад № 19 «Серебряные крылышки» функционирует 5 возрастных групп, 4 группы общеразвивающей направленности и 1 группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР). Дети - инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) небольшой и средней тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования с учетом особенностей развития воспитанников.

В детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создается соответствующая среда, обеспечивая каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития.

1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средства обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Групповые помещения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов имеют отдельные спальни, санузлы, приёмные комнаты, игровые комнаты. Образовательная предметно-развивающая среда в группах организована в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материально-техническое обеспечение воспитательно - образовательного процесса по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной детской деятельности, эффективную и безопасную организацию совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции.

В каждой возрастной группе созданы Центры активности, в процессе образовательной деятельности используются печатные пособия, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Развивающая предметно — пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Кабинет педагога – психолога.

В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сферы развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе, коррекционная и развивающая работа. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями.

Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Образовательное пространство кабинета оснащено всеми необходимыми средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем. Данное оснащение обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

В кабинете педагога-психолога имеется небольшой сенсорный уголок, он предназначен для проведения игровых занятий с детьми на развитие сенсомоторных функций, психологических консультаций, занятий со специалистами ДОУ, с родителями воспитанников (законными представителями). Основным преимуществом сенсорного уголка является возможность комплексной коррекции детей. Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.

Оснащение сенсорного уголка включает в себя оборудование: юнгианская песочница, кинетический и цветной песок; панно «Бесконечность», панно зеркальное «Светящиеся нити»; комплекс игровой (настенный) «Паровозик»; пузырьковая колонна; пособие «Дерево», дидактическое пособие «Данилушка», «Марьюшка», «Улитка»; набор аудиодисков со звуками природы, пуфик-кресло с гранулами «Груша».

 Кабинет учителя-логопеда предназначен для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, индивидуальной работы учителя - логопеда с детьми по оказанию необходимой коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений у детей.

Кабинет оснащен компьютерным оборудованием, методическим обеспечением, дидактическими играми по развитию речи, играми на развитие мелкой моторики, наборами картинок по лексическим темам, коррекционным материалом, развивающими игрушками, учебно – методическими пособиями.

Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных и ритмических занятий, развлечений связанных с музыкально – ритмической деятельностью детей всех возрастных групп, просмотр и показ различных спектаклей. Диагностической и индивидуальной работы с детьми.

Музыкальный зал оснащен современной музыкально – методической литературой, мультимедийными программными комплектами, пианино, музыкальным центром, проекционным экраном с ручным управлением, мультимидийной системой; учебно – методическими материалами: музыкально – дидактическими играми – тренажерами, дидактическими пособиями для развития слуха и голоса, музыкальным театром, музыкально – дидактическими играми на развитие звукообразования, дикции, артикуляции, ритмического восприятия. Атрибутами к танцам, играм – драматизациям, аттракционам, декорациями.

Спортивный зал оснащен необходимым стандартным физкультурным оборудованием. В достаточном количестве различных атрибутов для проведения корригирующих упражнений для коррекции осанки, плоскостопия: мячи - фитболы, мячи-прыгуны, маты, массажные коврики и дорожки, мягкие модули, набор «Перекресток», набор «Пожарная безопасность», большое шахматное поле, набор «Тропинка Здоровья». Имеются различные детские спортивные тренажеры, боулинг, балансер. В каждой группе оборудованы спортивные уголки. Для организации работы на свежем воздухе имеется спортивная площадка, полоса активного движения. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики СанПиН. Размеры и конструкции оборудования отвечают анотомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту.

        

Изостудия помещение для работы с подгруппой детей до 20 человек. Оборудован современной мебелью для детей, рабочим местом для воспитателя по художественному творчеству, выдвижной экран, проектор, ноутбук изделиями художественных промыслов, наглядными пособиями, дидактическими играми, методической литературой, видио и ауди дисками.

Кабинет LEGO – конструирования предназначен для развития мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности детей. Обустроена развивающая среда кабинета, приобретены конструкторы нового поколения:

- LEGODUPLO;

- LEGOCLASSIK;

- LEGO DAKTA;

- LEGO education (эдьюкейшен) WeDo;

- Конструктор ЭЛТИК;

- Строительная пластина Lego Classic;

- Лего-столы, двух секционные стеллажи на колесах;

- Интерактивное оборудования: выдвижной экран, проектор, ноутбук.

Библиотека – расположена в методическом кабинете на втором этаже. Оснащена учебной, методической и детской художественной литературой, учебно - методическими комплексами по тематическим неделям, имеется архив периодических изданий, наглядно – информационными материалами для родителей (законных представителей), познавательные СД- диски.

2. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников. Вход в учреждение снабжен видеодомофоном. Учреждение оборудовано камерами видео наблюдения. В здании имеются двойные поручни на лестничном марше.

Территория участка ограждена металлическим забором высотой 1,5 м. Имеются игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование – малые архитектурные формы, соответствующие возрасту детей.

Игровое оборудование и постройки безопасные, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).

3. Условия организации питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование и персонал пищеблока детского сада осуществляют потребность воспитанников в четырехразовом питании (второй завтрак – фрукты, сок). Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

Соблюдаются принципы развития рационального питания детей: регулярность, полноценность, сбалансированность, разнообразие путем соблюдения режима питания, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.

Особое внимание уделяется составлению детских рационов, распределению калорийности, сочетанию блюд.

Перспективное десятидневное меню утверждено ФГЭУС «Роспотребнадзор» и согласовано с Департаментом по образованию. При разработке меню за основу взяты методические рекомендации ГУНИИ питания РАМН, справочные данные о составе пищевых продуктов, объеме отходов и потерях массы продуктов и блюд при холодной и тепловой обработке.

Приготовление блюд для детей ДОУ осуществляется на основании технологических карт, где указана рецептура блюд, технология приготовления, температура подачи блюда, требования к качеству готового блюда, пищевая и энергетическая ценность, содержание минеральных веществ и витаминов. Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют сертификат соответствия. Качество продуктов проверяется медицинским работником, зав. складом и поварами. Бракеражная комиссия осуществляет ежедневный контроль качества пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, для приѐма пищи. Выдача пищи проходит согласно графику, с учётом тёплого и холодного времени года.

В учреждении осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества и организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими детский сад по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья.

Для обеспечения преемственности питания, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

4. Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из главных задач детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Решению этой задачи подчинена вся деятельность ДОУ и её сотрудников.

В детском саду имеется: медицинский кабинет, процедурный, изолятор на одно место. Весь кабинет оснащен современным медицинским оборудованием, инвентарем и пособиями.

Основные направления медицинского обслуживания в МБДОУ: лечебно – профилактическая работа (осмотр детей, плановое обследование, диспансеризация, профилактические прививки), контроль за организацией питания в ДОУ, противоэпидемическая работа (противоэпидемические мероприятия), профилактика травматизма, санитарно – профилактическая работа с персоналом и родителями воспитанников (законными представителями). На группах ведется журнал здоровья.

Ведется круглосуточное внутреннее и внешнее видеонаблюдение. Технические средства охраны представлены кнопкой тревожной сигнализации. Для обеспечения пожарной безопасности имеется АПС (автоматическая пожарная сигнализация).

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:

- медико – профилактические технологии;

- физкультурно - оздоровительные технологии;

- технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;

- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;

-технология обучения здорового образа жизни;

- педагогическая технология активной сенсорно - развивающей среды.

Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).

5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная база МБДОУ оснащена:

- выходом в Интернет;

- электронной почтой;

- функционирует официальный сайт учреждения.

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Воспитанники МБДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале;

- интерактивные доски с комплектом программного обеспечения;

- анимационная студия;

- мультимедийный комплекс «Научная лаборатория Наураша»

- комплекс «Играй и развивайся»;

- музыкальные центры (музыкальный, спортивный залы);

- магнитофоны, ноутбуки (в каждой возрастной группе).

- Дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

8. Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживания в общежитии.

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.