Социокультурные истоки

О программе «Социокультурные истоки»

bezymjannyj 

     http://www.istoky-co.ru/  ссылка на сайт "Истоки"   

 

Документы

Наименование Файл
Приказ «Об утверждении плана мероприятий (Дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательной организации Файл
План мероприятий (Дорожная карта)по реализации программы «Социокультурные истоки» Файл
Парциальная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Истоки» Файл

 

 Книги для детей 3 – 4 лет:

Наименование Файл
Книга № 1 Доброе слово Файл
Книга № 2 Добрый мир Файл
Книга № 3 Добрая книга Файл
Доброе слово Альбом для рисования Файл
Доброе слово развитие речи Файл
   

    

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии  - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук).

     Программа является апробированной образовательно-воспитательной и дидактической системой, призванной сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. Программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования  позволяет:

        В плане духовного развития: 

- обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе системы категорий и ценностей.

        В плане личностного развития:

- воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье;

- развивает управленческие навыки, формирует руководителя, взращивает лидера, способного брать ответственность на себя.

         В плане социализации:

- развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.

         В плане профессиональной деятельности педагога:

- формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на земле;

- предоставляет возможность использования в образовательной деятельности активного метода обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.

         В плане изменения подхода к построению воспитательно-образовательного процесса:

- объединяет воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс;

- обеспечивает преемственность дошкольного образования и начальной школы;

- интегрирует занятия гуманитарного и  научного направлений в целостный образовательный процесс;

  Программа для  ДОУ «Социокультурные истоки»  разработана для четырех возрастных групп:

  • Младшая группа (3-4 года)

  • Средняя группа (4-5 лет)

  • Старшая группа (5-6 лет)

  • Подготовительная группа (6-7 лет).

   Воспитательно-образовательная программа «Социокультурные истоки» с детьми и родителями реализуется педагогами дошкольного учреждения в свободное от занятий время в течение всего учебного года.

Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:

В младшей группе (3-4 года) формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.).

В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;

В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…).

В подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации

Альбомы для рисования – новый вид творческого инструментария к программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования

                http://www.istoky-co.ru/  ссылка на сайт "Истоки"     

 

                                                                            

 О. С. Абрамова,  составитель книг для развития детей дошкольного возраста, методист учебного центра «Истоки» города Вологды

      В современной педагогической парадигме каждый ребенок воспринимается педагогом и родителями как личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми.

Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей, поскольку пробуждает особые эмоции. Художественно-творческая деятельность очень важна для детской души, она снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Дети испытывают потребность в самовыражении, в художественной деятельности.

     Эта потребность ребенка реализуется в процессе работы по оформлению страниц Альбомов для рисования, предназначенных для  детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. Альбомы для рисования разработаны в соответствии с целями и задачами программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и освоенными детьми социокультурными и духовно – нравственными категориями курса пропедевтики «Истоки».

               Отличительными особенностями альбомов для рисования являются:

  • соответствие названия и обложки альбома для рисования книгам для развития детей;

  • соответствие представленных в них образов сказочных героев  образам героев произведений книг для развития  детей 3 – 7 лет;

  • узнаваемость  детьми сказочных персонажей;

  • достаточно крупный размер изображённых образов главных героев  с чёткими контурами  для творческой проработки;

  • детализация представленных образов для детей старшего дошкольного возраста и упрощённость образов для младших дошкольников;

  • наличие свободного пространства для создания вокруг сказочного героя живописной композиции;

  •  наличие образов – символов: солнце, месяц, луна, звезды, ветер, которые ребенку   предстоит осмыслить вместе с родителями и педагогом;

  • вертикальное расположение листов альбома, соответствующее книгам для развитии и являющееся наиболее удобным и привычным для детей при рисовании;

  •  использование качественной белой бумаги для рисования красками, восковыми мелками, пастелью и цветными карандашами.

Творческая деятельность детей в альбомах для рисования позволяет им ещё раз соприкоснуться с прекрасными сказками, несущими в себе простейшие нравственные уроки,  сохраняющими многовековую мудрость народа, дающими  жизненные идеалы и образцы для подражания. Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка, в становлении его духовного и нравственного мира неоценима.

Идеи веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно – нравственное

содержание сказок, предложенных в  «Истоках» для детей. Эти сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.  Русские  мыслители —  И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой  — видели в сказке отражение души русского народа. «Представляется несомненным  —  сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; её подъём от житейского к чудесному, её искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», — писал Е.Н. Трубецкой.

В  альбомы для рисования, которые одновременно являются и альбомами для развития,   включены образы героев любимых  детьми русских народных и авторских  сказок.

Альбом «Доброе слово» для детей 3 -4 лет включает рисунки к сказкам: «Теремок», «Золотое яичко», «Репка», «Маша и медведь»;

Альбом  «Дружная семья» для детей 4 – 5 лет включает персонажи к сказкам: «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка»,  «Петушок и бобовое зёрнышко», «Петушок  — золотой гребешок», «Снегурушка и лиса», «Хаврошечка», «Правдивая история о садовнике» Н. К. Абрамцевой;

Альбом «Радость послушания» для детей 5 – 6 лет  имеет образы к сказкам: «Гуси – лебеди», «Аленький цветочек» по С. Т. Аксакову, «Сивка – бурка», «Зимовье  зверей», «Конёк – горбунок» П. П. Ершова, «Названный отец», «Никита Кожемяка» и рисунок к былине «Добрыня Никитич и змей»;

В альбом  «Сказочное слово»  для детей 6 – 7 лет  включены образы героев любимых народных сказок: «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна Сокола», «Иван крестьянский сын и чудо – юдо», «Морозко» и сказок А. С. Пушкина – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Альбомы для рисования способствуют развитию в детях образного восприятия, образного воображения и образного мышления. Такой способ восприятия окружающего мира наиболее экологичен и характерен для дошкольника. Изобразительное творчество детей выступает здесь как искусство, материалом и средствами  которого является язык цвета, линии,  формы, композиции, создающие целостный сказочный образ. Следует отметить, что это не книга для раскрашивания,  а  альбом для творческого выражения. Здесь, в  рисунке, ребенок может выразить свои чувства, эмоции, размышления, настроение, отношение к создаваемому персонажу.

Малышу очень важна художественно —  продуктивная деятельность в альбомах для рисования. Это способствует развитию мелкой моторики рук, формированию эстетического вкуса, расширению представлений о чудесном мире сказок и воспитанию добродетели трудолюбия и усердия. Но ребёнок – дошкольник ещё очень мал, чтобы полностью справиться с поставленной перед ним задачей самостоятельно, хотя, казалось бы, образ уже задан на странице альбома.  Поэтому  участие взрослого (родителя и педагога), особенно в период младшего дошкольного возраста,  крайне необходимо в творческом процессе ребёнка.

       На страницах Альбома ребенок может потрудиться  как самостоятельно, так и вместе с родителями и закрепить в изображаемых образах содержание известных русских народных и авторских сказок, с  которыми он уже встречался  ранее  в книгах для развития.

Воспитателю дошкольного учреждения, реализующему программу «Социокультурные истоки», следует включить работу в данных альбомах для рисования в систему образовательной деятельности с детьми и их родителями.  Целесообразно использовать эти альбомы в интегративно- тематическом планировании образовательной области «Художественное  творчество» как в самостоятельной, так и в совместной  творческой деятельности взрослого с ребёнком.

Рекомендуется не оставлять без внимания конечный продукт детского творчества.  Можно ввести добрую традицию организации в группе выставок детского рисунка, где  дети ещё раз  могут вспомнить героев любимой сказки, вместе со взрослым поговорить о том, чему доброму  научила их  эта сказка, а каждый маленький художник может рассказать о своём персонаже,  его характере,  передать своё отношение к нему. Выставки могут устраиваться в разных группах, а дети приглашают друг друга в гости и обмениваются своими впечатлениями. Можно пригласить и родителей посетить выставку в группе и рассказать о совместной творческой деятельности с ребёнком в семье. На выставке, в процессе рассматривания детских рисунков, могут быть использованы пословицы, загадки, музыкальное сопровождение, чтение  стихотворений, беседы с детьми. Вариантов рассматривания детских рисунков в альбомах для развития может быть сколько угодно, не должно быть только одного – равнодушия со стороны взрослых.

Таким образом, через общение на выставке рисунка, дети соприкасаются с  лучшими образцами русских народных и авторских сказок, в итоге ещё раз осмысливают ценностные категории курса пропедевтики «Истоки».

Для воспитателя группы беседа с детьми о героях любимых сказок может быть своего рода методом осуществления мониторинга уровня нравственного развития воспитанников. С этой целью можно задать детям ряд вопросов:

— На кого из героев сказки ты хотел бы быть похожим? Почему?

— Кого из  перечисленных  сказочных персонажей ты считаешь хорошим? Почему именно его?

— Если бы ты поймал золотую рыбку (волшебную щуку…),  о чём бы ты её попросил?

— Если бы ты оказался в этой сказке, как бы ты поступил? Помог бы главным героям?

— Зачем сказка нужна человеку?

Данные, полученные  воспитателем в результате беседы, целесообразно использовать как в промежуточной, так и в итоговой диагностике формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

Альбомы для рисования также могут быть использованы воспитателем совместно с  педагогом-психологом детского дошкольного учреждения для изучения эмоционального состояния ребёнка. При этом важно помнить, что для рисования ребёнку на выбор должен быть предоставлен полный набор изобразительных материалов – цветные карандаши, гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, сангина, пастель, уголь.

По выбору цвета, общему  тону рисунка, особенностям штриховки, выделению деталей образов сказочных героев или отсутствию их раскраски педагог-психолог может сформулировать предположения об эмоциональном состоянии ребёнка и принять решение о проведении дополнительной диагностики.